
Рубрика "Экспертное мнение"



Сегодня рассмотрим вопросы, связанные с цифровой гигиеной.



Тема взята не случайно.
Часто взрослые снимают с себя ответственность за контент, который смотрят дети дошкольного возраста, всерьёз полагая, что ничего дурного детям не может встретиться в сети Интернет.
Сейчас не будем обсуждать безопасность. Для начала поймём сам феномен "Цифровой гигиены".

Читаем

Современные дети рождаются в цифровом мире. Их можно назвать «цифровыми туземцами» или «цифровыми аборигенами» (по-английски digital native). Туземец – не обидное слово, оно просто означает «местный», «родившийся тут, на этой земле». Первое поколение «цифровых туземцев» за последние 20–25 лет – это поколение конца 90-х – начала 2000-х, родившееся, когда у родителей уже были компьютеры и мобильные телефоны. Нынешнее поколение рождается, когда смартфон лежит на каждом столе и в каждом кармане. Условно говоря:
• 1995–2004-й – компьютер у родителей;
• 2005–2014-й – планшет с колыбели;
• с 2015-го – «поколение больших пальцев», родились со смартфоном в руке.«Цифровые туземцы» имеют общие особенности психики.

Виртуальная реальность им ближе и понятнее реальной – игры на телефоне важнее игр со сверстниками или чтения книг; вместо общения подростки молча сидят группой каждый в своём смартфоне.

Клиповое мышление – гранулированное потребление информации, неспособность читать больше шести абзацев за раз, смотреть видео дольше двух минут; неспособность удерживать фокус внимания, желание всё время переключаться.

Поиск вместо знаний – постоянная проверка информации в поисковике вместо запоминания фактов, отрывочные сведения обо всём, презрение к знаниям.

Слабые связи вместо сильных – ненастоящие, малознакомые «друзья» в Сети, часть из которых – равнодушные незнакомцы или враги.

«Не заинстаграмил – значит, не было» – вечная публичность, привычка всегда быть на сцене, на публике, сообщать всем о событиях и фактах из своей жизни, постить фотки и «видосики» о себе; полная прозрачность, но при этом показуха, создание фальшивого фасада, зависимость от «видимости», восприятия другими.

«Цифровое одичание» – отрывочные сведения обо всём, дикость, нехватка культуры. Нет привычки читать, получать систематические знания, изучать культуру, катастрофическое незнание элементарных вещей из истории, литературы, математики.

Проблемы со здоровьем – искривление позвоночника, ухудшение зрения, здоровья в целом.

Цифровая наркомания – зависимость от смартфона, от «друзей», постоянное ожидание сообщений, лайков, комментов.

Это не случайные эффекты и даже не побочное действие технологий, как бывает у полезного лекарства. Это всё встроенные, центральные, ключевые свойства современных цифровых технологий, за счёт которых они и получают распространение и захватывают аудиторию.

Читайте книгу Игоря Ашманов и Натальи Касперской «Цифровая гигиена»

Помните, ко всему нужно подходить рассудительно, взвешенно, умеренно!